Эссе "Одиночество Райнера"

В 1902 году выходит в свет первый вариант сборника «Ранние  стихотворения» Райнера Марии Рильке, благодаря которому читатель впервые знакомится с таким его произведением, как «Der Dichter» («Поэт»).  Образ творца, обреченного на мучение одиночеством, пронзает каждого, кто читает эти строки:

Der Dichter

Du entfernst dich von mir, du Stunde.
Wunden schlägt mir dein Flügelschlag.
Allein: was soll ich mit meinem Munde?
mit meiner Nacht? mit meinem Tag?
Ich habe keine Geliebte, kein Haus,
keine Stelle auf der ich lebe
Alle Dinge, an die ich mich gebe,
werden reich und geben mich aus.

 Поэт

Ты, время, отдаляясь от меня,
одни лишь раны крыльями наносишь.
Я одинок. Что делать мне, не спросишь,
и с этой ночью, и с проклятьем дня?
Нет дома, нет любимой и звезды,
где я бы мог найти свою обитель.
А всё, чему я друг и попечитель,
созрев, роняет осенью плоды.

                                    (Перевод Натальи Тимофеевой)

В юности Рильке больше всего  интересовал вопрос, как стать творцом. В свои двадцать, будучи неизвестным поэтом, он создавал героев своих произведений с надеждой, что они не просто научат его писать, но и смотреть, думать и мыслить как творец. Он искал того, кто придаст ему форму как сырому материалу. В одном из его автобиографических произведений у него появляется  такая строка: «Я мягок и податлив, и я могу быть воском в твоих руках. Возьми меня, придай мне законченную форму».

Что же происходило в душе этого человека, что даст нам ключ к пониманию того, что любое творение не обогащает творца, как пишет Рильке в произведении «Der Dichter», но неизбежно ведет к опустошению? И отчего тема бесконечности одиночества только усиливается во всем последующем творчестве поэта?

  В 1902 году Райнер  Мария Рильке отправляется в Париж, чтобы написать монографию про Огюста Родена. Но самому Родену он признается, что внутренний мотив, побудивший приехать на встречу, был совсем иным. «Я приехал не просто написать о тебе работу», -  говорит он Родену. - Но спросить тебя: как мне следует жить?»

Юный поэт отчаянно нуждался в учителе, который бы направил его поиски  в русло творческого пути.  И он решил, что 62-летний художник, который только что закончил своего «Мыслителя», будет подходящей кандидатурой.  Одинокий и жаждущий кого-то в ученики Роден дал глобальному вопросу Рене простой ответ:  «Ты должен работать, работать всегда. Не трать время на  жену и детей. Не увлекайся пищей и вином. Не сиди на подушках». Рильке принял его слова близко к сердцу. Так были оставлены совсем молодая жена и маленькая дочка в Германии.  Ради творчества Райнер пошел в ученичество к Огюсту Родену на целых шесть лет. Крайняя бедность и секретарская работа у Родена – все ради погружения в работу и освоения тайны мастерства.  Поглощенный работой Роден был в том возрасте, когда мастерство в работе оставалось последней страстью в жизни, замещая все остальное.  Но чего следование подобному кредо стоило совсем еще юному Рильке? Одиночество стало сознательным выбором и той  жертвой, которую он был готов положить на алтарь искусства. В одном из своих писем 1903 года австрийскому студенту  военного училища, Францу Ксаверу Каппусу,  в ответ на его письмо о желании посвятить себя поэзии, Рильке дает наставление практические  роденовскими словами: «Любите свое одиночество и учитесь петь от боли, которое оно вызывает». Этот совет мы находим в первом из десяти писем, которые позже составят книгу «Письма к молодому  поэту». Но мы видим также и мучения самого Рильке: «Ваши вопросы, как комнаты, запертые на ключ, или книги, написанные на совсем чужом языке. Не отыскивайте сейчас ответы, которые Вам не могут быть даны, потому что  эти ответы не могут стать Вашей жизнью. Живите … вопросами». И далее: «… любите одиночество,  встречайте боль, которую оно причиняет Вам, звучной и красивой жалобой. …ваше одиночество будет шире и будет домом в сумерках, мимо которого будут катиться волны людского шума, не приближаясь к нему».

«Письма к молодому поэту» воспринимаются  последователями Рильке скорее как своеобразное напутствие и карта навигации в мире одиночества, бесприютности, бедности и вечного поиска. Но читатель зачастую не ведает того, что Рильке шел всего лишь 28 год, когда он писал эти строки.

Приближает нас к пониманию одиночества Рильке и творчество другого поэта. Стоит ли удивляться тому, что будет упомянуто имя русского поэта Марины Цветаевой? Мы знаем, что поэзией и мыслями Рильке она была очарована и покорена, долгое время они состояли в переписке, ибо их, творцов-одиночек по убеждениям, объединяло мироощущение вселенского одиночества. Кстати, именно Марией Цветаевой была переведена в свое время часть «Писем к молодому поэту» Рильке, дающим нам основу понимания эстетических концепций Рильке. Но Марина – женщина, любовь и материнство всегда было как частью ее жизни, так и источником  противоречий с повседневностью Поэта-служителя слову. Это было то, чего Рильке удалось избежать. Возможно, потому их эпистолярный роман с Мариной, увлекающейся и склонной приписывать людям, которых она любила, черты, совсем им не свойственные, закончился фразой: «Rainer, liebst du mich noch?» - на которую поэт так и не дал ответа…

Райнер умер в одиночестве, выбрав его единственной формой существования Поэта, который остался первичным в нем. Его наблюдение за последним угасанием мысли и ощущения  слова  внутри  так и остались той самой формой замещения божественного начала и первопричины во всем, что подверглось преобразованию по роденовской методике: «Там, где надо произносить слово Бог, мысленно замещай его словом  «скульптура»…