Постмодернизм и современное искусство

ЭССЕ

«End of Art» или конец искусства – вот тот термин, который для меня кратко, но ёмко  характеризует постмодернизм и, в частности, современное искусство как отражение его философии.

Когда я пытаюсь сформулировать, что же это такое – постмодернизм, то начинаю с того,  что мы имеем дело «с ниспровержением  всех богов, канонов  и ориентиров в виде субъектов, взамен чему современным искусством предлагается концентрация исключительно на самом объекте». Использование готовых форм в виде художественного заимствования обуславливает глубокую «социальную пограничность» постмодернизма как течения. Все наши внутренние установки и способы восприятия реальности для него - лишь «текст», уходящий в глубины веков и призванный контролировать нас через совокупность культурных и поведенческих моделей. «Смерть Бога», затронутая ещё в работах Ницше, приводит через отрицание предшествующего модернизма к неизбежному освобождению пространства для нового начала.

 
Когда я думаю об этом, то вижу бесконечный коридор с множеством открытых дверей, за каждой из которых - рождение новой идеи и бесконечность измерений. Больше нет четких рамок и границ – бери, лепи, твори с нуля! Выступай сам этим Богом, творцом новой реальности через маргинальное искусство. Отсюда эти  возникающие эксперименты с цветом и формой,  привычными бытовыми предметами, возведенными в  ранг артобъекта, где обывателю предлагается эстетика симулякра (от фр. simulacre - «делать вид, притворяться»), искажающая первичную идею вещи и демонстрируемая художником или поэтом относительность её бытия, «тень от тени» в нашем сознании.

Можно говорить бесконечно, что отрицание постмодернизмом модернизма – всего лишь закономерный виток очередного развития, «перетасовка карт в колоде», где принятые обществом  ранее классические установки погружаются в хаос, в некое «первоначальное состояние неупорядоченности», тем самым открывая неограниченные возможности восприятия мира через искусство. 

В постмодернизме всё имеет право на существование. Для меня это выглядит как некая сверхтолерантность с возникающим одновременно сумбуром внутренних ощущений, что заставляет задуматься, а существует ли искусство вообще? Имеет ли оно право занимать самостоятельную нишу и претендовать на свои принципы? Именно постмодернизм декларирует идею, что мы живем в эпоху, когда современные технологии создают новую виртуальную реальность, оторванную от подлинной жизни, но не менее эффектную и желанную для общества потребления. 


Противопоставление разума и стихийности подсознательного, ничем не ограниченная свобода самовыражения художника на выставках современного искусства зачастую вызывает у меня головную боль. Я себе объясняю это тем, что я, воспитанная на классике, считаю, что выработала у себя понятие «хорошего вкуса» и всячески пытаюсь подогнать под этот вкус то, что вижу. Но сформировавшиеся в подсознании и ставшие неотъемлемой частью моей личности внутренние  каноны искусства при этом  ниспровергаются. Происходит уничтожение рамок и границ, взаимосвязей, даже некий «удар» нигилизмом, что сродни огромному психо-эмоциональному потрясению. Вот то состояние полной «революции сознания»,  в котором оказываюсь я как наблюдатель. 

Выстроить новые законы логики  в том, что я вижу, мозг не в состоянии. И тогда я призываю на помощь своего внутреннего художника  духа, который всегда готов  напомнить мне, что:  «Отбросить всё и начать сначала – это хорошо!»