Сознанием на Восток

Мы – плоды своей цивилизации со всеми вытекающими из этого последствиями.  
Но впитывая обычаи и культуру своей нации с молоком матери, мы не должны забывать об ошибках человечества при столкновении разных образов жизни и мышления. Восток и Запад – две стороны света, две истории, два самых захватывающих мировосприятия,  могут стать для любого представителя человечества как самыми главными источниками духовного обогащения, так и причиной жизненного краха.

Все мы хорошо знаем историю идейного становления Наполеона. О его мировосприятии мы можем получить представление из тех пьес, которые он писал, а также из тех сочинений, которые он оставил в качестве своего жизнеописания, где отражаются взгляды и  представления всей европейской элиты того времени: что все люди одинаковы, и различия между народами разных стран, более развитыми, к которым относили, прежде всего, французов, и менее развитыми, к которым относили жителей других материков, состоят в том, что одни более просвещены, а другие менее просвещены. А признаками недостаточного развития общества просвещенной элитой той эпохи  считалось господство религии, которое воспринималось как суеверие, как предрассудок и деспотизм. Именно с такими представлениями Наполеон, став генералом, и отправился на Восток. Конечно, он много читал и интересовался темой Востока. Он даже взял с собой в поход ученых-востоковедов, которым старался создать лучшие условия в своей армии. Сопровождавшие его ученые мужи были не в начале армии и даже не в конце, а ровно посередине, поскольку в середине безопаснее всего.  О них он говорил:

“Кто знает один иностранный язык, тот стоит одного солдата, а кто знает два иностранных языка, тот стоит двух солдат, а тот, кто знает хотя бы один восточный язык, тот стоит целого взвода, а то и роты”.

Но согласно представлениям Наполеона, он шел к людям, угнетенным деспотизмом мамлюков и находящимся под гнетом предрассудков, к которым относили ислам. Во французских кругах  Мухаммеда воспринимали не как пророка, а как ловкого политика, который использовал те или иные представления, предрассудки для того, чтобы получить власть. В  парадигме просвещения того времени это считалось хорошо. Даже Руссо говорил, что законодатель может использовать те или иные предрассудки, то есть, фактически, обмануть массу для того, чтобы получить власть  и добиться своих целей. Надо отдать должное Бонапарту, что он не стал посягать на религиозные воззрения египтян, но, тем не менее, он попытался их использовать, как люди просвещения полагали, использовал их Магомет. И великий обманщик Наполеон Бонапарт объявил себя другом ислама. Он провозгласил, что собирается принять ислам. При этом он повсюду показывался в мусульманской одежде, чтобы понравиться местному населению. Но что действительно повлияло на египтян, так это поведение самих французов. Безусловно, нравы французских женщин, которые прибыли с армией, попросту шокировали мусульманское население. Под стать этому было и поведение французских солдат, которым были нужны женщины и алкоголь. Это было лейтмотивом всех писем французов из Египта домой: вина, водки. Для европейца совершенно естественно, что  французская культура немыслима без алкоголя. Кроме того, в походе это было необходимостью, поскольку вся армия страдала диареей от неподходящей воды. Но создаваемые на месте французами винокуренные заводы возмутили мусульман как нечто совершенно  неподобающее. Неподобающее для людей, которые пришли и объявили себя друзьями мусульман. Раздражение, которое накапливалось по многим моментам расхождения культур, вылилось в Каирское восстание.  

Непонимание культуры Востока послужило главной причиной первого поражения непобедимого ранее генерала.  Уроков из этого похода, из контакта с иной цивилизацией и культурой, он, увы, не вынес. Именно поэтому и состоялся злополучный поход в Россию, что стало началом конца имперского гения Наполеона.

Так хорошо или плохо быть приверженцем исключительно своей цивилизации? 
Помните стихотворение Владимира Маяковского: «Крошка сын пришел к отцу, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Отбрасывая приготовленный ответ советской доктрины, представьте на минуту, что именно на такой вопрос вы бы ответили своему сыну? Насколько ваша культура, эрудиция, толерантность позволяют сужать или расширять рамки каждого из понятий? И из каких критериев вы при этом исходите? А теперь мысленно проследите историю формирования этих внутренних критериев. Попробуйте дать ответ на вопрос о том, насколько вы бы стали руководствоваться ими в другой стране? Особенно с другими религиозными устоями? И почувствуйте, насколько все относительно.  Например, мусульманская культура позволит вам внести в свой внутренний мир элементы фатализма.  Все правоверные мусульмане  верят священному откровению Аллаха, записанного Магометом в Коране. И цитата «Бог создал вас и все ваши поступки» является векторной линией поведения в любых жизненных ситуациях. Мусульмане воспринимают происходящую действительность как справедливую и закономерную реальность, что, безусловно, снимает свойственные европейцу панические симптомы поведения в повседневной жизни и исключает упадническое настроение. Зная, что так суждено, мусульмане не будут обвинять себя или окружающих в несчастьях. Ибо чему быть, того не миновать, и лишь в воле Аллаха изменить происходящее. «Мектуб» - «Так суждено» - вот та мантра, дарующая внутреннее спокойствие людям на Востоке перед лицом жизненных трудностей и невзгод. Однако это не означает, что они сидят, сложа руки, и пассивно взирают на пожирающие их беды. Напротив, мусульмане очень деятельны и при этом не забывают благодарить Аллаха за те радости или возможности, которые предоставляются им в жизни, а также за сохраненные материальные блага, которые в их силах приумножить благодаря труду. Умение видеть хорошее даже там, где прошел ураган, где европейский человек видит лишь разрушения и потери, дает мусульманам ясный и четкий план к действию, в то время как измотанный суетой и беспокойной жизнью человек без религиозных установок погружается в бездну отчаяния.  

Отправляйтесь на Восток и будьте готовы к многогранности впечатлений: от захватывающей дух величия гор и красоты пустынь до разности мировосприятия с умением проявлять необыкновенную теплоту человеческого общения и гостеприимства!
Вы сами не заметите при этом, как время остановится, когда пропадет тревожное ощущение превратностей любого путешествия с извечным "надо успеть дотемна". 
Ведь на Востоке кров путник найдет там, где его застанет ночь. Гость для жителей  Востока – посланник Аллаха. Потому лучшее место для ночлега отдают путнику, как и самый лакомый кусок из яств за дастарханом.

"Что в Лондоне позор, в Рангуне  - честь",  - писал в девятнадцатом веке Киплинг. В европейской культуре осуждается пустословие, но на Востоке все иначе. И любому туристу, вступившему в контакт с восточным жителем, не избежать бесед.  
Незнакомые люди на улицах и базарах могут поприветствовать вас как старого друга -  на "ты" и увлечь разговором. Не стоит удивляться, что буквально каждый норовит задать один и тот же набор вопросов: откуда вы, когда приехали, были ли в самых красивых местах, есть ли семья и дети. На эти вопросы путешественнику порой приходится отвечать десятки раз. И все это - следствие глубокой этической традиции. Заветы ислама и древние обычаи корнями еще из Согдианы оставили жителям неписаные инструкции буквально на каждый случай жизни. Неожиданное приглашение в гости или предложение подарка может быть обычным знаком внимания. Один предложил, другой отказался, все при этом остались довольны. А если  ситуация для вас непонятна, вспомните, что на Востоке  по этикету существует правило трех отказов: если вам что-то предлагают – можно отказаться. Если собеседник настроен серьезно, он не замедлит повторить предложение, и лишь третье ваше "нет" будет воспринято как окончательное. Впрочем, если вы ответите "да" там, где это не нужно вашему собеседнику, то у него уже припасен красивый отказ.

Поэтому слова для общения восточный житель подбирает быстро и легко. Культура вежливых улыбок и "маленьких разговоров" здесь даст фору европейской. Беседы ни о чем на Востоке  могут вести часами. Поговорить с гостем означает, прежде всего, просто оказать ему почтение и соблюсти этикет, угостить чаем. И пить чай вы будете не из чашек, а из широких пиал. Тонкость Востока и здесь проявит себя. Если вам наливают лишь половину пиалы – то подают чай с уважением, как бы показывая этим: не спеши!

Жизнь коротка и убегает сквозь пальцы как песок. Помочь насладиться ею поможет беседа, многообразие запахов, специй, восточных красок и бесконечность солнечного неба над головой.

Поэтому, попадая на Восток,  расширяйте границы внутреннего восприятия мира, ищите дорогу в своем разуме, прокладывайте ее через обогащение культурными и мировоззренческими достижениями другой нации. Именно иные культуры учат нас нетрадиционному мышлению в повседневности и дарят возможность мысленного озарения. И тогда, возможно, именно вам откроется тот особый смысл, что скрыт в высказывании: «Восток – дело тонкое!»